Вчера последнего воспитанника ургенчского «Дома малютки» забрала под опеку бабушка. Детские кроватки опустели, в учреждении непривычно тихо.
– Наши детки обрели семьи, - улыбается главный врач «Дома малютки» Людмила ДЗУГАЕВА. – На 1 января этого года у нас находилось семеро детей – от грудничков и до 4-летнего возраста. За четыре месяца всех забрали – под опеку, в семейные дома, на усыновление. Но в основном за малышами вернулись их родные мамы.
Людмила Руслановна работает в Хорезмском областном «Доме малютки», расположенном в г. Ургенче, 22 года и признается, что за это время сталкивалась с единичными случаями, когда за ребенком не возвращалась мама или не приходили другие близкие родственники. В последние же годы наблюдается тенденция к снижению количества детей, поступающих в учреждение.
– В начале «нулевых», когда только начала работать здесь, в год поступало в среднем 30-35 малышей, - говорит Л. Дзугаева. – В нашем «Доме малютки» никогда не были заполнены все 40 мест, но в последние лет семь процесс снижения количества поступающих к нам деток стал еще динамичнее. На мой взгляд, это свидетельствует о повышении уровня, качества жизни населения, правовой грамотности людей и, конечно же, усилении социальной поддержки.
Действительно, сегодня женщине стало гораздо проще решить проблемы, связанные с трудным материальным положением, жильем или трудоустройством. Постепенно меняется отношение общества к рождению ребенка вне брака. Женщины активнее защищают свои права, их голос звучит все громче и увереннее.
– Случалось, что молодые женщины отказывались от детей в роддоме, но потом находили своих детей у нас и забирали, - продолжает Людмила Руслановна. – Обратились за помощью в трудоустройстве, получили консультацию о новой системе пособия на ребенка, в том числе, единовременном пособии при рождении ребенка, узнали, что с апреля 2022 года детей стали принимать в дошкольные образовательные учреждения с двух лет, а не с трех, как было раньше, и забирали у нас своего ребенка. Был случай, когда родители незамужней девушки узнали о рождении внука и убедили забрать родное дитя. Однажды поднимали до двух лет ребеночка с особенностями, и уже окрепшего его забрали родители. Сами бы они не смогли осуществлять должный уход из-за инвалидности.
Таким образом, на примере ургенчского «Дома малютки» мы видим, как процесс деинституционализации детских учреждений закрытого типа может проходить «безболезненно», без оптимизаций, естественным путем. Оставшихся малышей не перераспределяли по другим аналогичным учреждениям. Благодаря государственной поддержке женщин и детей, внедрению новой системы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все малыши обрели семьи.
А что же со зданием, подсобными помещениями, территорией «Дома малютки»? Все остается на балансе Министерства здравоохранения. В дальнейшем здесь будет, скорее всего, медучреждение для детей. Родители будут приводить сюда детей на лечение, и стены учреждения снова наполнятся детским многоголосьем. Но это будет совсем другая история, где у каждого малыша есть любящие мама и папа.
Ознакомиться с результатами работы по внедрению семейных и других альтернативных форм устройства детей и деинституционализации домов «Мехрибонлик» за два года можно на сайте Mehribonlik.uz и на канале в мессенджере Telegram.