Каждый ребенок в ташкентском Доме "Мехрибонлик" № 22 по-своему уникален, интересен и талантлив. И, конечно, каждый со своим характером и взглядом на жизнь, своими планами и мечтами. Да, да, даже у самых маленьких есть собственные представления о жизни и свое мнение. Просто «взрослые не умеют слушать детей и не понимают подростка» - как сказала 15-летняя Александра Солдатова.
Саша хорошо поет, одинаково свободно говорит на двух языках – русском и узбекском. Уверенно держится в разговоре на любые темы, потому что начитана, умна и серьезно относится к своему образованию. Мечтает стать инспектором по делам несовершеннолетних.
– Потому что дети нуждаются в поддержке, подсказке, направлении, - объясняет Александра. – Подростка нужно понимать, а взрослые чаще всего не умеют этого делать. А я с детьми, в том числе, подросткового возраста, отлично лажу. Я их умею слушать, они мне доверяют.
Доверие здесь, в Доме «Мехрибонлик» - из категории высших ценностей. Завоевать его у детей просто по праву того, что ты взрослый, не получится. Доверие ребенка надо заслужить. Кстати, кому дети искренне доверяют, видно сразу. Как-то на мероприятии в Центре детской психологии при Национальной гвардии две девчонки вились возле старшего офицера-психолога Светланы Прошкиной и называли ее мамой. Мамой десяти-двенадцатилетних ребят капитан Прошкина быть не могла – молода еще. Но ведь о многом говорит такое обращение. Кстати, вопреки сложившемуся стереотипу, не всех женщин дети в детдоме называют мамой. У многих здешних мальчиков и девочек есть родная мама, но в силу некоторых обстоятельств ребенка у нее пришлось изъять…
Полине 17 лет. Ее сверстники в этом году заканчивают школу, девочка же учится в 7-м классе.
– Моя мама серьезно больна, - говорит Полина и рассказывает о недуге мамы.
«Не буду писать об этом, если ты против» - говорю Полине, но она мотает головой:
– Нет-нет, я не против, напишите. Это же болезнь, и никто в этом не виноват, тем более, мама.
Позже Светлана пояснила, что из-за болезни мама не выпускала дочь на улицу, даже в школу не разрешала ходить.
– Именно потому, что не имела возможности посещать школу, Полина сейчас учится только в 7 классе. Она умная девочка, старательная, у нее высокая самодисциплина. Если бы она ходила в школу, как все ее ровесники, училась бы в 11-м классе, причем, очень хорошо бы училась.
Полина любит плести браслеты из ниток мулине, делать поделки из бумаги и рисовать. Особенно анимэ. Светлана видела ее альбом и говорит, что очень интересные типажи рисует девочка.
– У нее своеобразный стиль и техника рисунка. Полина вообще человек очень творческий.
Правда, сама Полина планирует стать бухгалтером или найти себя в IT-сфере. Для чего очень хочет освоить компьютерные технологии, выучить языки – английский и немецкий. Немецкий нужен девочке, потому что ее мечта – поехать в Германию, где живет тетя.
– Однажды мы ездили в Германию, и мне там понравилось: чисто, ровные улицы, аккуратные дома и люди радушные, улыбаются, - делится Полина. – Нам обещали, что скоро в нашем детском доме будут языковые кружки и по компьютерной грамотности. С нетерпением жду. А еще бы мне математику подтянуть. Так что планов у меня много.
(Продолжение следует).